Тема «Паркетные полы: традиции и новации в дизайне» звучит вполне современно, несмотря на то, что волновала художников и архитекторов достаточно давно. Например, в начале XIX в. это был предмет исследования и разработок академика Ф. Г. Солнцева - знаменитого художника, иконописца, археолога и реставратора, исследователя и хранителя русской старины. Он воссоздал в интерьерной отделке национальную тему и работал по реставрации храмов и убранству дворцов, в том числе разработал проекты укладки цветных паркетов в залах Большого Кремлевского дворца по поручению и под непосредственным наблюдением императора Николая I. Но. отдав должное историческому аспекту проблемы и вспомнив заодно паркеты в блестящих дворцах Санкт-Петербурга. Павловска и Ораниенбаума. Останкино и курляндского Рундале, перенесемся в наши дни и попытаемся посмотреть на данную тему с разных ракурсов и по отдельным составляющим.
На вопрос: «Что же такое, в сущности, паркет?» — следует простой и очевидный ответ - изделие из дерева. И большая часть свойств паркета определяется, собственно, достоинствами и недостатками этого, казалось бы, вдоль и поперек изученного материала, давшего человечеству тепло, свет, основу для строительства жилья, кораблей, даже первых самолетов, позволившего создать предметы утвари, образцы народного творчества и высокого искусства. Древесине как природному материалу свойственны такие качества, как достаточная твердость (от 3 до 6 единиц по Бринеллю для большинства твердолиственных пород), долговечность, красота, определяемая цветом и выраженной в той или иной мере текстурой поверхности, достаточная теплоизоляция (в 17—40 раз превышающая теплоизоляцию таких материалов как керамическая плитка, керамогранит, натуральный камень). К недостаткам древесины (равно как и к интересующему нас изделию из нее - паркету) относятся ее гигроскопичность и изменение размеров и возможная деформация изделий из нее под влиянием изменений окружающих условий, в том числе влажности и температуры. Подчеркнуть и дополнить эстетические свойства древесины и защитить ее от климатических воздействий позволяют оптимальная сушка, термообработка, нанесение защитных покрытий, тонирование, патинирование, искусственное старение, инкрустация другими материалами.
Паркет используется в разных функциональных зонах и помещениях, находит себе применение даже в танцевальных и спортивных залах. Он может сочетаться с керамической плиткой, керамогранитом, натуральным и искусственным камнем. Учитывая тот факт, что правильно смонтированный паркетный пол может прослужить своим хозяевам около ста лет, следуют с большой осторожностью дискутировать о его концепции и дизайне. Однако мода, явление довольно цикличное и этапы её частенько повторяются, возвращая на передовые позиции современного дизайна всё хорошо забытое старое. Хорошим подспорьем в этом являются значительно набравшие силу технологии обработки а также методы и виды нанесений финишных покрытий на древесину. Популярными или модными в одно время, могут быть различные породы дерева или их комбинации, рисунки или укладки, различные виды паркетного искусства. Производители всячески стараются гнать моду вперёд придумывая и внедряя всевозможные обработки поверхности: искусственное старение, браширование, скобление, обжиг, лессирование - это только малая часть тех технологий которые появились за последний век. Из последних инноваций особое место в 2017г занимают: горячее тиснение древесины на специальных прокатных станках и технология изменения цвета древесины твёрдолиственных пород методом химического давления специально разработанными для этого щелочами. Такой подход подразумевает по аналогии с концепт-карами создание выставочных образцов, демонстрирующих специалистам и заказчикам новые оформительские идеи, образцы композиций определенной тематики или стилистики, новинки или хорошо забытые старые варианты формообразования и сочетания цветов и материалов. Большим прорывом явилось освоение рядом производств паркетных модулей, как художественных, так и классических рисунков с перенесением значительной части трудоемкости в условия производств, с появлением возможности комбинаторных сочетаний одного или нескольких видов модулей для формирования разных рисунков напольных покрытий.
Развитие производства различных видов «паркетной химии», разработка в дополнение к паркетным лакам защитных масляных и комбинированных покрытий, использование различных тонирующих материалов и методов инкрустации паркетных полов вплоть до введения в их состав кристаллов Сваровски, применение разнообразных и специально разработанных герметиков, разработка технологии изготовления террасных настилов — все это позволяет расширить область применения паркетных полов, повысить их качество и долговечность, ускорить и упростить укладку, как это происходит с паркетными модулями и террасным настилом. Что же касается новинок дизайна, то это прерогатива главным образом дизайнеров-интерьеристов и художников — прикладников. Они осваивают особенности профессии в практических условиях, благо дизайну и созданию художественных композиций в паркетных полах до последнего времени нигде в учебных заведениях не учили. Но почти три века развития художественного паркета в России, традиции европейский мастеров , арсенал мирового изобразительного искусства, довольно ограниченный круг специальных альбомных изданий по художественному паркету и множество самостоятельных или заимствованных материалов, представленных в изданиях и на интернет-сайтах многочисленных паркетных компаний, - всё это основа для исследований и создания новых и оригинальных образцов паркетного дизайна.
К числу технологических достижений, кроме уже упомянутых паркетных модулей, собираемых на обычной подоснове с помощью закладных шпонок, можно отнести монтаж полов по регулируемым лагам, технологию укладки паркетных полов на основаниях с водяным подогревом, технологию монтажа деревянных напольных покрытий во влажных помещениях, в том числе вблизи бассейнов и в ванных комнатах, освоение специальных методов повышения звукоизоляции полов там, где это требуется, специальные конструкции деревянных покрытий в спортивных, тренажерных залах и на открытых площадках. К сожалению, в отличие от такого композитного покрытия, каким является ламинат, и от натуральных покрытий в виде паркетной и инженерной доски, для которых разработаны методы укладки, соответствующие требованиям современного индустриального строительства, укладка паркета и особенно художественного паркета традиционно остается по преимуществу разновидностью ручного труда, что определяет достаточно длительные сроки укладки таких полов и относительно высокую стоимость монтажных работ в этом случае. Если обсуждать вопрос о том, расширяется ли область применения деревянных напольных покрытий, то следует, кроме очевидных аспектов их использования, обсудить некоторые проблемы, часть из которых не лежит на поверхности.
Рассуждая о том, почему их не применяют в каких-то случаях. нужно упомянуть о конкуренции со стороны некоторых композитных и конструкционных материалов, которые позволяют удешевить и ускорить процесс монтажа напольных покрытий. Речь идет о ламинате, паркетной доске, ковровых покрытиях, линолеуме, керамической плитке и керамограните. Препятствием к принятию решения в их пользу может быть отрицательный опыт общения с неквалифицированными производителями паркета, нарушающими требования технологии отбора, сушки и обработки древесины в условиях, когда определяют эти процессы устаревшие нормативные документы, контроль на основных этапах производства может осуществляться в недостаточном объеме, а то и вовсе отсутствовать. У многих производителей при наличии конструкторской документации технологическая не разработана. Что касается укладки, то при наличии некоторых специальных СНиП'ов существенная часть новых методов укладки ими не охвачена, они в некоторых случаях противоречивы, необходимая последовательность действий при проведении разных отделочных работ на объектах очень часто нарушается, контроль за климатическими условиями при монтаже, а особенно при эксплуатации деревянных напольных покрытий нередко не осуществляется. При затягивании сроков проведения отделки, при временных остановках строительства («замораживании») правила консервации и требования к сохранности различных видов отделки не разработаны, нормативные документы для этих случаев отсутствуют. Практика страхования отдельных этапов отделки мало распространена, поэтому катастрофические заливы из-за неисправности сантехнических сооружений или кровли в нашей стране являются проблемой владельца помещений или производителя отделочных работ, а не страховых компаний. Если рассматривать причины, по которым следует использовать паркет в жилых и коммерческих поимещениях, то нужно отметить, что благодаря их долговечности и ремонтопригодности стоимость деревянных напольных покрытий, смонтированных по всем технологиям на клей через фанеру, при своей изначально высокой инвестиционной стоимости, в расчете на год эксплуатации одна из самых низких даже по сравнению с гомогенными линолеумами и ламинатами, именно из-за долгого срока своей службы. В двадцать первом веке, когда понятие «экологичность» приобретает все более доступный для многих пользователей смысл, полы из натуральной древесины - правильный выбор.
Возможность разнообразной обработки поверхности деревянного пола с тонированием, патинированием, искусственным старением, гравированием поверхности и способы обновить глянец, цвет, вид поверхности пола при регулярной смене лакового покрытия - тоже довод в пользу этих полов. Современные износостойкие финишные покрытия для древесины, химия для укладки, вкупе с современными возможностями монтажа изделий непосредственно на стяжку расширяют возможные области использования деревянных напольных покрытий. Ну и конечно возможности создания в промышленных масштабах повторяющиеся замысловатые комбинации из различных комбинаций пород, именуемые художественным паркетом - весьма веский аргумент в их пользу при наличии какой-то конкуренции в этом отношении только со стороны натурального камня. Для изготовления паркета используется более шести десятков пород в основном твердой лиственной древесины и такой композитный материал на растительной основе, как бамбук. Породы отличаются цветом, фактурой поверхности, твердостью, стабильностью к изменениям влажности и температуры, устойчивостью к грибкам и вредителям и некоторыми другими качествами. По совокупности физических свойств, выразительности цвета и совместимости характеристик для композиций художественного паркета обычно используют более ограниченный ряд из 15-20 пород. Наиболее часто находят себе применение такие породы, как дуб, ясень, орех, клён, вишня, платан, мербау, венге, зебрано, граб, тик, груша, карельская береза, амарант, ироко, олива, палисандр. Если говорить о новых возможностях, появившихся у изготовителей и поставщиков паркета в последние полы, то нужно упомянуть о широком разнообразии пород ставших доступными отечественному покупателю в условиях открытого рынка. Интересные дизайнерские находки появляются про соединении в паркетные узоры различных по окраске и распило пород древесины. Следует понимать всё же, что не стоит с точки зрения правильности дальнейшей эксплуатации комбинировать рядом в полу породы, обладающие разными физико техническими характеристиками, такими как прочность, твёрдость, удельный вес и коэффициент расширения.
Если по дизайну рисунка или пожеланию заказчика требуется не явный рисунок, то его добиваются на производстве путём комбинаций различных распилов древесины или совмещением пород похожих по цвету но не явно контрастирующих. Иногда их удается использовать только после соответствующей выдержки перед окончательной обработкой и монтажом. К сожалению, для так называемых твердолиственных пород в нашей стране отсутствует общепринятая классификация. отсутствие качественной каталогизации различных пород древесины в российском ходу, также является осложняющим фактором. Именно поэтому у нас довольно часто можно встретить повторяющиеся или дублирующие друг друга наименования. Авторитетным можно считать издание «Зе ВУДБУК» от немецкого издательства Саш которое посвящено американским породам деревьев. Токсичность продуктов обработки некоторых видов древесины, как правило, нигде не оговаривается. Цвет древесины разных пород и соответствие всей поставки образцам, как правило. на риске приобретателя. Свойства некоторых пород, не входящих в список более или менее часто практикуемых у нас, известны весьма приблизительно или неизвестны вовсе.
Есть ли у российского паркета свой путь? Если рассматривать его почти 300-летнюю историю, ю безусловно. Со времен Петра I. собственноручно срисовывавшего понравившиеся ему в европейском путешествии напольные орнаменты, и привлеченных им в Россию зарубежных архитекторов, чьи творения составили золотой фонд исторических архитектурных памятников и по проектам которых российские в основном мастера уложили паркеты во дворцах XVIII и XIX вв. в Северной столице и ее окрестностях, зародилась традиция российского паркета. Его производством в новой России ешё совсем недавно, в докризисные времена занимались около полутораста заводов, а укладкой бессчетное число бригад В последние два гола число их поубавилось. но кризис взял, кризис и дал. Уцелели наиболее самостоятельные. хорошо организованные предприятия, сохранившие специалистов и художников, добившиеся качества и обновившие станочный парк, смело использующие самые современные материалы паркетной химии и проводящие разумную ценовую политику. Хотя в условиях протекционизма и откатов, характерных для серьезных заказов в строительстве - это нелегко.
Статья из журнала "Напольные покрытия" издательство Mass Media. Выпуск 1/2012 "Паркет". Автор Сорочкин М.Ю.